menstruaciya.ru -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с menstruaciya
  • Покупка
  • Аренда
  • menstruaciya.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • Домены начинающиеся с menstruaci
  • Покупка
  • Аренда
  • menstruacia.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • 77.рф
  • 500 000
  • 5 000
  • nissans.ru
  • 50 000
  • 500
  • абсолютная.рф
  • 70 000
  • 700
  • автосалонам.рф
  • 70 000
  • 700
  • автошкол.рф
  • 70 000
  • 700
  • автошкола.su
  • 20 000
  • 200
  • автошколы.рф
  • 200 000
  • 2 000
  • адам.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • адвокатами.рф
  • 70 000
  • 700
  • адвокату.рф
  • 70 000
  • 700
  • аксессуара.рф
  • 70 000
  • 700
  • алфавиты.рф
  • 50 000
  • 500
  • алюминиевые.рф
  • 50 000
  • 500
  • амуры.рф
  • 70 000
  • 700
  • анкет.рф
  • 70 000
  • 700
  • арматура.su
  • 43 334
  • 433
  • арматуры.рф
  • 250 000
  • 2 500
  • армянская.рф
  • 70 000
  • 700
  • армянские.рф
  • 70 000
  • 700
  • аромат.рф
  • 1 300 000
  • 13 000
  • аукциона.рф
  • 70 000
  • 700
  • аукционы.su
  • 43 334
  • 433
  • базовая.рф
  • 70 000
  • 700
  • базовые.рф
  • 70 000
  • 700
  • банкомат.рф
  • 550 000
  • 5 500
  • башня.su
  • 20 000
  • 200
  • беги.рф
  • 50 000
  • 500
  • бёдра.рф
  • 70 000
  • 700
  • безопасное.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • безопасные.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • бензиновые.рф
  • 50 000
  • 500
  • би.su
  • 26 668
  • 267
  • биржу.рф
  • 70 000
  • 700
  • бисера.рф
  • 70 000
  • 700
  • близнец.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • близнецы.su
  • 20 000
  • 200
  • блин.su
  • 35 000
  • 350
  • блины.su
  • 35 000
  • 350
  • блог.su
  • 68 334
  • 683
  • блоги.su
  • 68 334
  • 683
  • блондинки.su
  • 20 000
  • 200
  • бойся.рф
  • 70 000
  • 700
  • борись.рф
  • 70 000
  • 700
  • боры.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • бота.рф
  • 70 000
  • 700
  • ботов.рф
  • 50 000
  • 500
  • боты.su
  • 20 000
  • 200
  • бренды.su
  • 43 334
  • 433

Внешняя политика Швейцарии

{{викифицировать}} {{нет иллюстраций}} {{нет источников|дата=2013-04-09}} Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: [[Венский конгресс|Акта Венского Конгресса]] от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гельветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, избравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству. За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений. Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения, к примеру, интересы [[СССР]] в [[Ирак]]е в [[1955 год]]у, [[Великобритания|Великобритании]] в [[Аргентина|Аргентине]] во время англо-аргентинского конфликта [[1982 год]]а; в настоящее время Швейцария представляет интересы [[США]] на [[Куба|Кубе]] и в [[Иран]]е, интересы Кубы в США, интересы [[Россия|Российской Федерации]] в [[Грузия|Грузии]] после разрыва дипломатических отношений между этими странами в [[2008 год]]у. Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.). Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета. В мае [[2004 год]]а подписан «второй пакет» секторальных договоров [[ЕС]]-[[Швейцария]], который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня [[2002 год]]а), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС. В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решён вопрос о присоединении Швейцарии к [[Шенгенское соглашение|Шенгенскому]] и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году. Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью. В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц [[ЕАСТ]], в [[1972 год]]у вошла в Европейское экономическое пространство, в [[2002 год]]у — в [[ООН]]. Швейцария активно оказывает гуманитарную помощь жертвам конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира для преодоления нищеты. Швейцария поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Швейцарией и [[РСФСР]] существовали с мая по ноябрь [[1918 год]]а, затем были прерваны и восстановлены уже с СССР лишь 18 марта [[1946 год]]а. == Нейтралитет Швейцарии == Внешняя политика Швейцарии согласно конституции этой страны строится с учётом международно-правового статуса постоянного нейтралитета. === Истоки нейтралитета === Исторические корни швейцарского нейтралитета восходят к [[Средние века|Средневековью]], и связать его начало с какой-то определённой датой представляется сложным. На этот счет существуют несколько точек зрения. Многие современные, в том числе российские авторы, связывают начало истории швейцарского нейтралитета с поражением швейцарских войск в битве с французами [[Битва при Мариньяно|при Мариньяно]] (1515 г.)<ref>Дурденевский В. Н. О нейтралитете Швейцарии. // Новое время. 1955. № 22. С. 29.</ref>. Тогда в начале XVI века швейцарские кантоны вели завоевательную политику и в 1508 году захватили [[Ломбардия|Ломбардию]], но уже в 1515 году потерпели жестокое поражение от французов и потеряли власть над Миланом. И действительно, с тех пор Швейцария не вела завоевательных войн, но, конечно, это еще не означало постоянного нейтралитета. О швейцарском нейтралитете как о постоянном явлении до заключения после [[Вестфальский мир|Вестфальского мира]], завершившего [[Тридцатилетняя война|Тридцатилетнюю войну]], не упоминается. Другая точка зрения состоит в том, что принцип нейтрального поведения впервые встречается в швейцарской истории не как внешнеполитический, но как внутриполитический принцип. Так швейцарский историк Эдгар Бонжур утверждает, что «понятие швейцарского нейтралитета возникло почти одновременно с понятием швейцарской нации»<ref>Edgar B. Swiss neutrality. 1946: Basel. P.330</ref>. Конечно, с таким категоричным утверждением можно поспорить, ведь швейцарские кантоны в период, когда формировались феодальные государства в Западной Европе, нередко вмешивались в войны. Известно, что швейцарцы составляли наёмные войска у различных феодальных властителей. Однако не безынтересно заметить, что уже в [[XIV век]]е в договорах отдельных кантонов с их соседями употреблялся немецкий термин «stillesitzen» или «stille zu sitzen» (дословно — сидеть смирно, тихо), что примерно соответствует позднейшему понятию нейтралитета. Ещё в 1351 году, то есть в то самое время, когда в [[Древняя конфедерация|Конфедерацию]] вступал [[Цюрих]], её границы пытались разместить так, что бы остаться в стороне от жестоких усобиц, зачастую случавшихся в Ретии. Во временном союзе Берна и Золотурна с маркграфом Рудольфом фон Хашбергом в 1399 году закреплялось положение, в соответствие с которым оба города оставляли за собой право «сидеть тихо», если их партнёр по союзу окажется вовлечённым в конфликт. Следовательно, оба этих города не хотели вмешиваться в конфликты, которые не затрагивали их собственных интересов<ref>Афанасьева О. В. К истории швейцарского нейтралитета. // Международная жизнь. 1956. № 1.С.79</ref>. В 1411 году на тот момент ещё 7 швейцарских кантонов наложили на регион [[Аппенцелль (кантон)|Аппенцелль]] обязанность оставаться нейтральным в случае конфликта между самими кантонами. Таким образом, принцип нейтрального поведения встречается впервые как внутриполитический принцип. После окончания Тридцатилетней войны "Свободное государство «Трёх Союзов»" оставалось желанным союзником, будь то в смысле поставки наёмной силы или предоставлении территории для транзита войск. Плата за такие услуги чаще всего принимала форму денежных компенсаций или обещания военной и политической помощи. Интересен тот факт, что только альянс с [[Франция|Францией]] в 1614 году был альянсом всех кантонов. Остальные же союзы и альянсы касались только некоторых кантонов, например союз католических кантонов с Испанией и Савойей. Такая ситуация не позволяла Конфедерации целиком «перейти» на чью-либо сторону и делала её неудобным партнёром в политическом и военном сотрудничестве. В XVI веке Швейцария была уже не в состоянии вести политику территориальной экспансии, характерную для XV века. И уже после окончания Тридцатилетней войны Швейцария склонялась к занятию позиции нейтралитета и невмешательства в большие европейские дела. Знаковым событием этой тенденции был отказ швейцарских кантонов заключить альянс с находящейся в зените могущества [[Швеция|Швецией]]. В обстановке политической напряжённости в Европе в 30-е годы XVII века в Швейцарии впервые возникает идея вооружённого нейтралитета. В 1647 году было издано общее для всех кантонов «Военное уложение» («Heeresordnung», или «Defensionale»). Согласно этому «Военному уложению» создавался единый Военный совет и общая мобилизационная организация, основой которой были военные контингенты кантонов<ref>Петров И. А. Очерки истории Швейцарии. М.: Циркон. 2006. С.173</ref>. В ходе Вестфальского конгресса швейцарские кантоны предприняли попытку высвободить из-под юрисдикции [[Священная Римская империя|Священной Римской империи]] города [[Базель]], Шаффхаузен и [[Санкт-Галлен]]. Особенную заинтересованность здесь имел Базель, потому что земли [[Эльзас]]а, которые являлись источником благосостояния как города, так и всей Конфедерации, должны были по результатам конгресса сменить своего владельца. Для решения этого вопроса в феврале 1646 года специальная сессия Собора приняла решение направить посольство в Мюнстер и Оснабрюк. Миссию возглавил базельский [[бургомистр]] Рудольф фон Веттштайн. В ходе конгресса основная задача Веттштайна — освобождение Базеля от обязанности подчиняться имперскому суду — была выполнена. Но этим дело не ограничилось. При поддержке французского посла, графа Анри де Лонгвиля Орлеана, была достигнута договорённость, в соответствие с которой город Базель и остальные земли Конфедерации выводились бы из сферы юрисдикции империи. Таким образом, империя признала суверенитет швейцарских кантонов, юридически закрепив отделение Швейцарии от Германской империи. В конце XVII века швейцарские кантоны продолжали поставлять европейских феодалов солдатской наёмной силой. И получалось так, что швейцарские наёмные солдаты служили у феодалов, враждующих друг с другом. Это был своего рода «нейтралитет наоборот», отличавшийся «ненахождением» целиком и полностью на чьей-либо стороне. И в конце концов, 11 сентября 1709 года в [[Битва при Мальплаке|битве при городе Мальплак]] произошло кровавое столкновение между швейцарскими наёмниками, служившими во французском лагере с одной стороны, и в нидерландском — с другой<ref>Афанасьев О. В. К истории швейцарского нейтралитета. // Международная жизнь. 1956. № 1.С.80.</ref>. «Слуга двух господ» снова попал в центр европейского конфликта. Это снова подтолкнуло швейцарские кантоны к переходу от политики балансировки, чреватой распадом страны, к политике полного нейтралитета. Уже в качестве нейтрального государства Швейцария принимала активное участие в процессе урегулирования последствий [[Война за испанское наследство|войны за испанское наследство]], а один из мирных договоров был заключён в швейцарском городе Бадене. Это было первое выступление Швейцарии на международной арене как нейтрального государства. Участие Швейцарии в послевоенном урегулировании не только впервые позиционировало её в качестве нейтральной силы на европейском континенте, но и замкнуло накопленный внутри- и внешнеполитический опыт в единую национальную концепцию нейтралитета. Таким образом, практика швейцарского внешнеполитического нейтралитета развивалась на пути от балансировки между различными центрами политической силы к собственно нейтралитету современного типа, теоретическая идея которого возникла только в ходе [[XVIII век]]а, когда нейтральная позиция Швейцарии стала настолько привычной, что изменить ее уже едва ли представлялось возможным. === Нейтралитет во время мировых войн === В день, когда началась [[Первая мировая война]], Швейцария провела всеобщую мобилизацию, а уже 4 августа 1914 года не замедлила оповестить воюющие державы о том, что она будет придерживаться традиционной нейтральной политики. «Швейцария была нейтральна — но швейцарцы нейтральными не были, они активно заявляли о своей позиции…»<ref>Петров И. А. Очерки истории Швейцарии. М.: Циркон. 2006. С. 554.</ref>. Немецкие швейцарцы поддерживали [[Германская империя|Германию]], а «франкофонные» граждане — [[Антанта|Антанту]]. Конфликты между соседями всегда представляли для государства проблему. Вот и Первая мировая война стала тяжёлым испытанием. В стране разгорелась самая настоящая информационная война. И с той, и с другой стороны находились охотники подлить масла в огонь. В этом смысле нейтралитет был важнейшим инструментом для противодействия неизбежно возникающим центробежным силам . Несмотря на военные действия, Швейцария со своим довольно большим населением и развитой промышленностью сохраняла торговые отношения с обеими враждующими сторонами. Это не противоречило ее статусу нейтралитета. Для торговых сношений с Германией было создано нечто вроде посреднической конторы в Цюрихе, а для торговли с Антантой — Швейцарское общество экономического контроля. Швейцария дала обязательство, что товары, поступающие на ее территорию, не будут переправляться в другие страны. В целом война не так сильно повредила швейцарской экономике. Ее военные расходы по сравнению с другими странами были ничтожны — всего 1 200 миллионов [[Швейцарский франк|швейцарских франков]]. После окончания войны в стране очень быстро возобладало мнение, что в новую «демократическую эру» нейтральным государствам необходимо занять более активную позицию. Классический нейтралитет, как казалось, исчерпал весь свой потенциал и больше не соответствовал новым реалиям. Именно такими категориями мыслил выдающийся швейцарский юрист и дипломат Макс Хубер. Своё понимание «активного нейтралитета» он изложил в выступлении в [[Люцерн]]е. Две фундаментальные идеи, в которых Хубер был убеждён — идею нейтралитета и идею активной внешнеполитической ангажированности — можно было совместить только в рамках политики «активного нейтралитета». В 1920 году Швейцария вступила в [[Лига Наций|Лигу Наций]], но на особых положениях. Швейцария могла не участвовать в военных санкциях против агрессора, как требует Устав Лиги. В этом большая заслуга Макса Хубера. Однако она не была освобождена от экономических санкций. Но в октябре 1935 года, когда в Лиге Наций обсуждался вопрос об экономических санкциях против [[Италия|Италии]], Швейцария под предлогом нейтралитета отказалась принимать участие в общем совещании. Это было равносильно отказу от сотрудничества в рамках организации. После событий 1938 года, когда Германия насильственно присоединила к себе [[Австрия|Австрию]], Швейцария провела всеобщую мобилизацию и объявила о вооружённом нейтралитете. Все швейцарские газеты поместили декларацию правительства, в которой говорилось: «13 марта федеральная Австрия, с которой Швейцария поддерживала сердечные добрососедские отношения, перестала существовать как независимое государство. Историческое событие, которое произошло на наших глазах, может иметь далеко идущие последствия…»<ref>Neue Zürcher Zeitung. 22.03.1938</ref>. Далее подчёркивалось, что изменения, произошедшие на политической карте, никак не изменят внешнюю политику Швейцарии. «Независимость и нейтралитет Швейцарской федерации оказываются, наоборот, необходимыми более, чем когда-либо… Урок, который наша страна должна извлечь из этих событий, совершенно ясен: больше, чем когда бы то ни было, необходимо продолжать наши усилия и добиться осуществления наших стремлений к признанию нашего всеобъемлющего нейтралитета; должно быть устранено любое двусмысленное толкование этого понятия»<ref>Там же.</ref>. Швейцарский народ с тревогой следил, как разворачиваются события на границе страны. В 1940 году 10 мая Германия, не посчитавшись с нейтралитетом Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, прошлась катком по этим странам. В дальнейший период Швейцарии уже с ружьём в руках пришлось отстаивать свой нейтралитет. Впервые было применено на практике то положение международного права, которое гласит, что нейтральное государство может защищать от армий, флотов и авиации неприкосновенность своей территории. Швейцарские вооружённые силы сбили и интернировали большое количество иностранных самолётов. Также были интернированы части французских армий. «Авиация воюющих сторон многократно нарушала швейцарские границы и даже бомбардировала швейцарские города по ошибке»<ref>Афанасьева О. В. К истории швейцарского нейтралитета. // Международная жизнь. 1956. № 1.С.81</ref>. == [[Шенгенское соглашение|Шенгенское пространство]] == 19 мая 2004 года Швейцария подписала договор «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям». С декабря 2008 года Швейцария является частью [[Шенгенское соглашение|Шенгенского пространства]], признает шенгенские визы и выдаёт такие визы сама. Став членом Шенгенского пространства, Швейцария получает доступ к «SIS» — «шенгенскому» электронному банку данных ЕС. Отменяется систематический контроль на внутренних границах стран Шенгенского соглашения, в том числе на границах Швейцарии с [[Германия|Германией]], [[Италия|Италией]], [[Франция|Францией]], [[Австрия|Австрией]]. У Швейцарии, однако, остаётся право осуществлять мобильный выборочный контроль во внутренних областях страны. В настоящее время Швейцария фактически находится в «шенгенском режиме», поскольку проконтролировать 700 тысяч переходов границы, совершающихся каждый день, физически невозможно. Что касается грузов, то Швейцария, не являясь членом Европейского таможенного союза, имеет право проводить их пограничный досмотр. == Международные организации == На территории Швейцарии более века действуют многочисленные [[международная организация|международные организации]]. (около 250) К настоящему времени, 22 международные организации имеют штаб-квартиры в [[Женева|Женеве]], 2 в [[Берн]]е, по 1 в [[Базель|Базеле]] и [[Лозанна|Лозанне]]. Кроме того, с 6 [[квази]]-межправительственными организациями заключены фискальные соглашения, и более чем 200 неправительственных организаций-советников ООН базируются в Швейцарии.<ref>[http://www.eda.admin.ch/eda/en/home/topics/intorg/inorch.html International organizations in Switzerland] {{ref-en}}</ref> В Женеве: * Европейское Отделение [[ООН]], * [[Европейская экономическая комиссия ООН]], * [[Экономический и социальный совет ООН]], * [[Конференция ООН по торговле и развитию]], * [[Всемирная организация здравоохранения]], * [[Международная организация труда]], * [[Международный союз электросвязи]], * [[Всемирная метеорологическая организация]], * [[Межпарламентский союз]], * [[Международный комитет Красного Креста|Международный Комитет Красного Креста]], * [[Всемирный совет церквей]], * [[Всемирная торговая организация]], * [[Всемирная организация интеллектуальной собственности]], * [[Всемирная организация скаутского движения]], в Берне: * [[Всемирный почтовый союз]], * [[Бюро международной организации пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок]], * [[Европейская организация по контролю качества]], в Базеле: * [[Банк международных расчётов]], * [[Международное общество по внутренней медицине]], в Лозанне: * [[Международный олимпийский комитет]], * [[Международный комитет исторических наук]]. == Швейцария и Организация Объединённых Наций == [[Файл:ONU Geneva mainroom.jpg|thumb|Заседание в [[Дворец Наций|Дворце Наций]]]] ООН — одна из самых влиятельных организаций в мире. С ней у Швейцарии на протяжении более 50 лет складывались непростые, во многом противоречивые отношения. Новые веяния нового века внесли коррективы в характер этих взаимоотношений. Следует отметить, что поначалу Швейцария считалась государством-попутчиком гитлеровской Германии, поэтому её вступление в ООН было невозможным. В марте 1945 года французское правительство выдвинуло идею относительно того, чтобы сделать ООН «открытой для всех миролюбивых государств», при этом заметив, что «обязанности, которые налагает на государство членство в ООН, не совместимы с принципами нейтралитета». Да и сама Швейцария долгое время особо не стремилась вступить в Организацию Объединённых Наций. Однако постепенно стала более серьёзно осмысливаться необходимость преодоления внешнеполитической изоляции страны. По этой причине были предприняты попытки вступить в ряды ООН при сохранении нейтрального статуса в рамках организации, которые однако не принесли ожидаемого результата. Председатель ГА ООН, бельгийский министр иностранных дел П. А. Шпаак, попросил швейцарцев «не затрагивать более темы нейтралитета», так как это «создало бы опасный прецедент, который дал бы возможность и другим странам требовать себе исключений в плане взятия на себя обязательств, вытекающих из Устава ООН». Проводя активную закулисную дипломатическую деятельность, Федеральный совет не решился развернуть обширную дискуссию по проблеме присоединения к ООН. Швейцарский историк Тобиас Кестли считает, что «Федеральный совет боялся общественной дискуссии». Российский историк И.Петров, развивая его мысль, приходит к выводу, что причина этого страха крылась в нежелании разрушать сложившуюся в годы войны «атмосферу общественного единства». Это было ещё более нежелательно в условиях разгара «холодной войны». Правительство Швейцарии интенсифицировало усилия по созданию необходимых условий для вступления в ООН лишь тогда, когда в 1989 году на Европейском континенте и в мире в целом начали происходить известные политические перемены. Особенной активности эти усилия достигли именно в конце 90-х годов — начале XXI века, когда были составлены «Доклад об отношениях Швейцарии и Организации Объединённых Наций» 1998 года, «Внешнеполитический доклад за 2000 год», «Послание о народной инициативе к вхождению Швейцарии в Организацию Объединённых Наций» 2000 года. Выступая на церемонии вступления Швейцарии в ООН, К. Филлигер (в то время швейцарский президент) обозначил основные приоритеты, которыми Швейцария намерена руководствоваться в рамках ООН, подчеркнув, что «цели Устава Организации Объединённых Наций практически полностью совпадают с основными приоритетами внешней политики Швейцарии, поэтому полноправное членство в ООН внесёт существенный вклад в достижение швейцарских целей на международной арене как в двустороннем, так и многостороннем формате». Среди приоритетов были названы такие проблемные области, как укрепление мира и безопасности, разоружение, международное право, права человека, помощь развивающимся странам, экологическое досье. 3 марта 2002 года на референдуме народ Швейцарии проголосовал за вхождение в ООН. 11 марта 2002 года Швейцария стала полноправным членом Организации Объединённых Наций. 57-я Генассамблея ООН была первой, в которой участвовала Швейцария в качестве полноправного члена ООН. Среди швейцарских приоритетов здесь важную роль играл вопрос совершенствования механизма «прицельных санкций». Признавая необходимость такого инструмента международного воздействия, как санкции, Швейцария призывала однако к только таким санкциям и такому порядку их применения, при котором они, по возможности, затрагивали бы исключительно тех, кто реально ответственен за возникновение приведшего к введению санкций кризиса, не принося при этом вреда гражданскому населению или третьим странам. Среди возможных санкций подобного рода Швейцария выделяет замораживание счётов, введение эмбарго на поставки определённых видов товаров (оружие, нефть, алмазы, другие природные ресурсы), ограничения в области виз и перемещений частных и официальных лиц. По мнению самой Швейцарии, вхождение её в ООН придало её усилиям в области оптимизации порядка применения санкций дополнительный вес и убедительность. В качестве полноправного члена ООН Швейцария активно работала в «Первом комитете» ГА ООН, занимающимся вопросами режима нераспространения и контроля за вооружениями. Швейцария решительно выступила за полную реализацию «тринадцати практических мер», принятых в 2000 году на Конференции по имплементации положений «Договора о нераспространении ядерного оружия». Швейцария призвала страны, которые ещё не являются членами «Договора о запрещении ядерных испытаний», присоединиться к этому документу, а также присоединиться к переговорам по «Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов военного назначения». Ещё одно приоритетное направление швейцарской политики в рамках ООН — контроль за торговлей оружием. Швейцария придаёт большое значение расширению сферы действия Соглашения 1980 г. о некоторых видах обычных вооружений («CWW»). Страна поддержала соответствующую резолюцию ООН относительно обычных вооружений и подчеркнула важность работы спецуполномоченного генерального секретаря ООН О. Оттуну по проблеме участия детей в вооружённых конфликтах. Швейцария выступила за универсализацию Оттавского договора по противопехотным минам. Со своей стороны Швейцария финансирует работу Международного гуманитарного противоминного центра в Женеве, который является важнейшим партнёром ООН в сфере реализации противоминной программы («UNMAS»). Швейцария активно поддерживает создание и работу исследовательских программ и институтов в сфере безопасности. Так, в сотрудничестве с секретариатом ООН Швейцария выступила создателем «Гарвардской программы гуманитарной политики и конфликтных исследований». Швейцария активно сотрудничает и с другими академическими партнёрами, например, с нью-йоркской «Международной Академией мира». Борьба с бедностью — ещё один важный вектор в сфере деятельности Швейцарии в рамках ООН. Так, в ходе обсуждения результатов прошедшей в марте 2002 года в г. Монтеррей (Мексика) Международной конференции по вопросам финансирования политики в области развития, Швейцария призвала к более тесному и систематическому сотрудничеству всех заинтересованных стран и структур (в первую очередь имелись в виду ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд, ВТО, частные фирмы и неправительственные организации) в области развития стран «третьего мира» и борьбы с глобальной бедностью, выступив с инициативой по интенсификации диалога между Всемирным экономическим форумом в [[Давос]]е и ООН. Швейцария придаёт весомое значение проблематике развития горных регионов планеты. В декабре [[2001 год]]а Швейцария выступила в [[Нью-Йорк]]е с инициативой проведения в [[2002 год]]у международного года гор (который и был проведён). В рамках 57-й сессии ГА ООН Швейцария активно выступала, с использованием потенциала «Группы по горной проблематике», в пользу обеспечения устойчивого развития горных районов Земли. В результате была принята соответствующая резолюция, которая была с удовлетворением воспринята швейцарцами «как документ, обеспечивающий политическую зримость проблемы развития горных регионов». На основании этой резолюции был учреждён Международный день гор — 11 декабря. Борьба за права человека — традиционная составная часть швейцарской внешней политики. На основании таких позиций Швейцария строит свою работу и в структурах ООН. На 57-й сессии ГА ООН Швейцария активно выступала в рамках дебатов по проблематике, связанной с борьбой против наркомании и неконтролируемого распространения наркотических и приравненных к ним средств. Швейцария является участником «Единой конвенции ООН по наркосодержащим средствам» 1961 года, «Психотропной конвенции ООН» 1971 года и «Дополнительного протокола к Психотропной конвенции» 1972 года. Швейцарии является одним из главных спонсоров «Программы ООН по международному наркоконтролю». В 1998—2002 гг. Швейцария состояла членом «Комиссии ООН по наркосодержащим средствам». Швейцария особое внимание уделяет роли частного сектора экономики в обеспечении устойчивого поступательного развития мирового хозяйства и достижении всеобщего благосостояния. В частности, участвуя в дебатах на 57-й сессии ГА ООН, Швейцария подчёркивала важность тезиса о «социальной ответственности предпринимателей как на национальном, так и на международной уровне». Швейцария использует возможности, открывшиеся перед ней как перед полноправным членом ООН, для дальнейшего продвижения своей экологической политики. Рассматривая Экологическую программу ООН в качестве важнейшей «опоры мировой экологической архитектуры», Швейцария последовательно выступает за усиление роли этой структуры, которая является «эффективным инструментом реализации принимаемых в экологической сфере решений». Ещё с 57-й сессии ГА ООН Швейцария настойчиво следует тезису о том, что «между целями защиты окружающей среды и выгодами международной торговли нет и не может быть иерархических отношений, они одинаково важны, должны дополнять друг друга и быть соблюдены в равной степени». Здесь её позиция соответствует, в частности, позиции Норвегии, оппонируя подходам США и некоторых развивающихся стран, оценивающие экологические цели как факторы, играющие подчинённую роль по отношению к резонам международной торговли. == Отношения Швейцарии и ЕС == Швейцарская конфедерация до середины XIX в. считалась одной из беднейших европейских стран. Её население состояло из многих народов различного этнического, культурного, религиозного и языкового происхождения. Страна не располагала какими-либо существенными природными ресурсами и не имела даже прямого выхода к морским торговым путям. Конфедерацию сотрясали частые религиозные войны и борьба за власть. Но в начале XXI в. Швейцария уже была отнесена Всемирным банком к группе самых богатых государств мира (её ВВП на душу населения составил 36.2 тыс. долл.). В специально подготовленном исследовании Швейцарского восточного института такая метаморфоза объясняется в основном внедрением высокоэффективной общественно-политической системы управления. Она основана на соблюдении демократических правил политического противоборства, уважении прав человека и защиты национальных меньшинств. Однако в эти же годы особое значение приобрела проблема отношений Швейцарии и Европейского союза. Начался сложный процесс обсуждения условий присоединения этой страны к европейской интеграции, который продолжается уже не одно десятилетие. Но как отмечал известный швейцарский общественный деятель Ш. Куке: «Современная Швейцария — достаточно богатая страна и может позволить себе длительное время придерживаться принципов „выборочной интеграции“, которая позволяет минимизировать давление Евросоюза и обеспечивает сохранение своей специфики, то есть прибыльности определённых секторов национальной экономики.» В Швейцарии царит совершенно особый подход к самой сути ЕС. Швейцарские аналитики считают, что жёсткая федеративная структура по образцу США не может быть моделью для дальнейшего развития политической системы ЕС. Вместо «европейского федерализма» в Швейцарии часто употребляется понятие «европейского космополитического образования». В Швейцарии исходят из того, что строительство ЕС является бесконечным процессом, у которого нет и не может быть «окончательной цели». Ни сам Евросоюз, ни отдельные входящие в него государства не должны образовывать «монопольного центра власти». Им отводится роль узлов сложно структурированной общественно-политической системы безопасности. На рубеже XX—XXI столетий в Швейцарии возросло понимание того, что продолжительная стагнация, характерная для страны на рубеже веков, а также причины отставания от других государств Западной Европы кроются, в известной мере, и в приверженности Конфедерации так называемому «особому пути», предполагающему существование рядом с ЕС, но без непосредственного участия в нём при частичном вовлечении в процесс европейской интеграции. Это понимание подталкивало руководство Конфедерации к интенсификации диалога с Евросоюзом. Такой диалог особенно важен для Швейцарии с учётом того, что основным фактором роста её экономики остаётся внешний спрос на швейцарскую продукцию (экспортная квота составляет 45 %), а львиная доля торговли приходится на страны Евросоюза (60 % экспорта и 82 % импорта). Первые соглашения между Швейцарией и Европейским союзом были подписаны ещё в [[1972 год]]у в рамках договора о вхождении в Европейское экономическое пространство ряда стран, находившихся в составе ЕАСТ. Таким образом, была создана основа для реализации четырёх основных принципов: свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС. В декабре [[1992 год]]а был проведён всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз. Против проголосовало 50,4 % населения, перевес составил лишь 23,3 тысячи голосов, но за этим незначительным перевесом стоит тот факт, что против включения страны в европейскую интеграцию высказались 16 из 26 кантонов. В результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими европейскими странами. В этих условиях правительство приняло решение об изменении переговорной стратегии. В мае [[2000 год]]а был проведён референдум относительно целесообразности заключения двустороннего соглашения с Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. Большинство населения (67,2 %) одобрило этот шаг. Против выступили только два кантона (в [[Тичино]] опасались возможного усиления притока иммигрантов из Италии, а в [[Швиц (кантон)|Швице]] вообще всегда против любого расширения связей с соседними странами). По мнению швейцарского правительства, подписанные соглашения обеспечивают стране почти три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства — члены ЕС, но не вынуждают к соответствующим уступкам. При этом не наносится какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в правительство (Федеральный совет), а также основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения. 19 мая 2004 года были подписаны следующие соглашения: «Об освобождении от таможенного налогообложения экспорта в ЕС швейцарских переработанных сельхозпродуктов», «О вхождении Швейцарии в Европейское экологическое агентство», «О присоединении Швейцарии к системе европейского статистического учёта („Евростат“)», «О присоединении Швейцарии к Европейской программе развития в области массмедиа», «О присоединении Швейцарии к европейской образовательной программе», «Об освобождении живущих в Швейцарии вышедших на пенсию чиновников ЕС о двойного налогообложения», «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям», «О налогообложении процентов с размещённых в швейцарских банках европейских капиталов», «О присоединении Швейцарии к соглашению о борьбе с уклонением от непрямых налогов (НДС, акцизы и пр.)». Конфедерации удалось всё-таки сохранить за собой право не оказывать правовую помощь странам-членам ЕС по делам, связанным с уклонением от прямых налогов, в рамках присоединения к Шенгену/Дублину. В 5 июня 2005 года на референдуме граждане Швейцарии высказались за вступление в Шенгенское пространство. С 12 декабря 2008 года Швейцария официально вступила в Шенгенское безвизовое пространство. На границах страны на всех наземных пропускных пунктах отменен паспортный контроль. В аэропортах Швейцарии паспортный контроль сохранился только до 29 марта 2009 года. За это время страна подготовила свои авиационные терминалы для обслуживания внутришенгенских авиарейсов, где паспортный контроль не требуется, и отделила эти рейсы от остальных международных терминалов. Что касается вопроса о распространении свободы перемещения на 10 новых государств-членов ЕС, то было принято решение вынести его на референдум, который состоялся 25 сентября 2005 года. Принцип свободы передвижения с новыми членами ЕС поддержали 55,95 % швейцарцев, сообщило Швейцарское телеграфное агентство. 8 февраля 2009 года граждане Швейцарии одобрили на референдуме продление соглашения с Евросоюзом о свободном движении рабочей силы, дав зелёный свет и на то, чтобы это право распространилось на граждан Румынии и Болгарии. В преддверии голосования ультраправые, выступавшие против, пугали сограждан тем, что приток в страну румын и болгар чреват ростом безработицы и преступности. Однако потеря привилегий в торговле с ЕС и ухудшение отношений, которыми грозил Брюссель, показались швейцарцам страшнее. Проведение референдума по вопросу о том, стоит ли гражданам Швейцарии по-прежнему принимать рабочих из стран Евросоюза и, в свою очередь, иметь право на работу в ЕС, понадобилось в связи со скорым истечением соглашения Берна и Брюсселя о свободном движении

25.07.2014 04:57:51